В работе исследуются аспекты повышения эффективности управления бизнес-структурами посредством приспосабливания бизнес-структур к внешним и внутренним условиям, что обуславливает развитие такого качества процесса управления как его вариативность. Предлагается рассматривать вариативность управления системами как их способность к обеспечению возможности определения совокупности альтернативных значений ключевых компонентов процесса управления и дальнейшего выбора для каждого из них наиболее приемлемого варианта значения для реализации этого процесса.
В рамках кибернетической интерпретации, используемой в работе для моделирования процесса управления, предлагается различать такие формы проявления вариативности управления как целевая, афферентная (входная, сенсорная), эфферентная (моторная, выходная) вариативности. В работе показано, что при выборе конкретного управленческого подхода не следует отдавать предпочтение какому-либо одному из них, соответствующему той или иной форме проявления управленческой вариативности. Сделан вывод о том, что недостатки конкретного метода управления могут быть в итоге обусловлены только тем обстоятельством, что в рамках этого метода управления или отсутствуют, или слабо проявляются те или и ные формы вариативности управления.
Ключевые слова: вариативность процесса управления, приспосабливаемость бизнес-структур к внешним и внутренним условиям, формы проявления вариативности управления (целевая, афферентная (входная, сенсорная), эфферентная (моторная, выходная)).